Олимпийская система или плей-офф (англ. playoff) в спортивных соревнованиях — система розыгрыша (организации соревнований), при которой участник выбывает из турнира после первого же проигрыша (по итогам одной игры или серии из нескольких игр между двумя участниками, позволяющей однозначно определить безусловного победителя). Обеспечивает выявление победителя за минимальное число туров и способствует напряжённой борьбе в турнире.

 


Порядок розыгрыша

  • Количество участников розыгрыша олимпийской системы обязательно должно быть степенью двойки (2, 4, 8, 16, 32 и так далее). В случае другого числа команд проводятся один или несколько предварительных кругов розыгрыша, в результате которых общее число участников сокращается до ближайшей степени двойки. Во многих видах спорта этот предварительный этап именуется «регулярным сезоном». В индивидуальных видах спорта, где практикуется присваивание игрокам личных рейтингов, возможен отбор в плей-офф нужного количества игроков с наибольшим на момент отбора рейтингом.
  • Двоичный логарифм числа участников определяет число кругов розыгрыша (туров): для 2 участников — один, для 4 — два, для восьми — три, для 16 — четыре. Общее число игр на единицу меньше числа участников. Круги розыгрыша обычно называются по количеству пар участников: для 1 пары — «финал» (он определяет победителя), для 2 пар — «полуфинал», для 4 пар — «четвертьфинал», для 8 пар — 1/8 финала», для 16 пар — «1/16 финала» и так далее.
  • В каждом круге из участников составляются пары, играющие между собой (это может быть одна игра, или матч из нескольких игр, в котором побеждает набравший больше очков; принципиально важно, что результат тура всегда определённый — ничьих быть не может).
  • Из каждой пары в следующий круг выходит победитель, а побеждённый выбывает из турнира.
  • Участник, выигравший финальный круг, становится победителем, его последний соперник получает второе место. Если регламент турнира требует присвоения и третьего места, то проводится дополнительный матч за него между двумя участниками, проигравшими в двух полуфиналах.

Принципы отбора пар на первый этап могут быть разные: чаще всего применяется жеребьёвка, хотя возможен отбор по рейтингу. Пары на втором и следующих этапах могут составляться либо по тем же правилам, что и на первом (на каждом этапе проводится новая жеребьёвка пар или отбор по рейтингу), либо по принципу «жёсткой сетки» — сетка турнира готовится заранее, в ней жёстко задаётся, как будут составляться пары из победителей каждого этапа, и всё распределение пар однозначно определяется порядком заполнения сетки на первом этапе.

Иногда используется вариант плей-офф, в котором некоторые участники начинают игру в турнире не с первого, а с одного из следующих кругов. Например, возможна схема, когда отбираются 24 участника, из которых 8 имеющих лучшие результаты в предварительном турнире или наибольшее значение рейтинга вступают в игру уже во втором туре, а в первом между собой играют остальные 16.

Особенности

К достоинствам плей-офф можно отнести минимальное количество игр, по сравнению с другими вариантами турниров, а также «бескомпромиссность» — в нём нет ни возможности, ни смысла в договорных ничьих. Плей-офф нацелен на максимально быстрое выявление сильнейшего и обеспечивает справедливое (если считать силу участников постоянной и не зависящей от того, кто с кем играет) присвоение первого места — его занимает тот, кто никому не проиграл, в то время как все прочие участники турнира кому-то проигрывают.

Если матч длительный и пропускная способность стадиона невелика, устраивают матчи на нескольких аренах. Олимпийская система в этом плане очень удобна: например, четыре ветки турнира проводят на четырёх стадионах. Как только сыграли четвертьфиналы и осталось по одной команде на ветку, их свозят на один стадион, и на нём играют полуфиналы, финал и матч за третье место.

Неудобство плей-офф — в жёстких требованиях к количеству участников. Если это количество не соответствует норме, то единственный выход — по жребию выдать части участников технические победы или технические поражения в первом круге, что ещё больше увеличивает влияние случайного фактора на исход турнира. Единственная альтернатива — предварять турнир плей-офф серией предварительных игр за выход в основной турнир.

Плей-офф совершенно не подходит для турниров, где важно обеспечить справедливое распределение всех мест, а не только первого-третьего. Во-первых, в плей-офф на распределение мест, кроме первого (в особенности — последних), чрезвычайно сильно влияет порядок выбора пар. В случае жеребьёвки последние места распределяются практически случайно: слабый участник, которому жребий даёт сравнимых по силе противников, легко может подняться выше сильного, которому в первом же круге достался ещё более сильный соперник.

Попытка заменить жребий на какую-то осмысленную систему подбора пар по рейтингам делает турнир предсказуемым. Есть два варианта такого подбора: либо «сильный против слабого» — в каждом круге участнику с высоким рейтингом достаётся противник с низким (конкретных алгоритмов подбора может быть несколько), либо «равный с равным» — сильнейшему дают в пару второго, третьему — четвёртого и так далее. В первом случае бо́льшая часть встреч оказывается предсказуемой, а поэтому неинтересной, во втором — половина сильнейших отсеивается на первых этапах и предсказуемым оказывается финал. Поэтому всегда используют первый вариант, чтобы зритель в финале увидел настоящую игру сильнейших, а не серый финал никому не интересных команд.

Кроме того, в чистом плей-офф места, кроме первого и второго, вообще не могут быть присвоены (у всех по одному поражению), и конкретное место заменяется понятием «выход в этап». Если необходимо конкретизировать места, занятые участниками, придётся проводить дополнительные игры, из-за чего теряется основное преимущество плей-офф — быстрота.

Пример

  1/4 финала   1/2 финала   Финал
                           
  D1   2  
  E2   0  
    D1   1  
   
    F1   2  
  F1   2
 
  H2   0  
      F1    
    E1    
  E1   3  
  D2   2  
    E1   3
   
    H1   1  
  H1   4
 
  F2   2  

 

© ВикипедиЯ

 

1. ЗАЯВКИ

После создания чемпионата открывается прием заявок.
Заявка подается главой гильдии в специальном разделе "Заявки" на форуме Колизея.

 

Заявку на участие может подать гильдия, соответствующая следующим условиям:

  • наличие как минимум 10 активных игроков (имеющих рейтинг на странице гильдии) на момент подачи заявки
  • глава гильдии не должен быть забанен в игре 
  • гильдия может являться основной гильдией или рекрут гильдией

 

2. ЖЕРЕБЬЕВКА 

После того, как будет собрано n-о число заявок на участие в чемпионате, гильдии сортируются по средству жеребьевки.

Первый этап при не соответствии количеству команд 8, 16, 32, 64 и т. д. будет групповым (отборочным). Таким образом будут отсеяны лишние команды до требуемых 8, 16, 32 и т. д.

 

3. ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

Условия снятия гильдии с чемпионата (дисквалификации):

  • гильдия расформирована в игре
  • в боях на стадии приняло участие меньше 5 игроков гильдии

Гильдия, снятая с чемпионата, не может быть возвращена ни при каких условиях и не может быть заменена другой гильдией.

Дисквалифицированная гильдия автоматически получает техническое поражение от соперника.

 

4. НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ БОЕВ

Минимальное число боев необходимое для признания результата турнира внутри группы указывается Мастером отдельно для каждой пары. 

Гильдии, не сыгравшие необходимый минимум боев между собой, штрафуются технически поражением (обе гильдии получают 0 очков и по 1 техническому поражению, в случае установленной неактивности одной из гильдий именно она получает техническое поражение , а ее соперники получают 3 очка). Активность будет отслеживаться судьями.

Гильдия, которая должна была встретиться на следующей стадии с победителем дисквалифицированной этой пары, автоматически становится победителем, получает 3 очка и проходит дальше.

 

5. УСЛОВИЕ ДОСРОЧНОЙ ПОБЕДЫ

Досрочная победа - достижение одной из гильдий установленного числа побед до окончания срока проведения боев в группе.

Гильдия, выполнившая условие автоматически объявляется победителем, получает 3 очка и проходит на следующую стадию.

Все этапы на вылет играются до 150 побед включая финал. (В отдельных случаях досрочку можно увеличить или уменьшить, предварительно согласовав с мастером чемпионата)

Продолжительность всех этапов 4 суток начиная с понедельника в 18:00 заканчивая в пятницу в 18:00 (время московское).

Количество требуемых побед для признания досрочной победы в групповом (отборочном) этапе определяется мастером чемпионата в зависимости от количества участников в группах (от 50 до 100).

Для предотвращения возможности искусственной заморозки счета вводится правило. При разнице счета к концу тура от 1 до 5 побед, будет назначена доигровка в субботу сроком на 24 часа. 

 

6. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ В ГРУППЕ

·  Число набранных очков.

·  Число технических поражений.

·  Исход личной встречи по очкам.

·  Исход личной встречи по боям (в том числе в случае технического поражения обеих гильдий в личной встрече).

·  Общий баланс боев.

7. ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПЕРЕХОДЫ ИГРОКОВ ИЗ ОДНОЙ ГИЛЬДИИ В ДРУГУЮ

Любой игрок имеет право на один переход. За какую гильдию играет игрок в данном чемпионате определяется его первой победой в Чемпионате

8. ПРИЗЫ

Победитель - Золотая медаль чемпионата 

Финалист - Серебряная медаль чемпионата 

3-е место - Бронзовая медаль чемпионата